ГлавнаяВторник
23.04.2024
18:10
| RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: vadim  
Форум » Школа Роста » размышления... » 1 Сезон Урок 1 "Противоречивые понятия о Боге."
1 Сезон Урок 1 "Противоречивые понятия о Боге."
vadimДата: Среда, 27.05.2009, 00:31 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 316
Репутация: 0
Статус: Offline
Раздел I

Урок 1.

Противоречивые понятия о Боге.

Содержание урока:

1)Религии и атеизм: сходства и различия.
a.Христианство и другие религии.
b.Атеизм и все религии.
c.Верующих в Божество – большинство.

2)Различия между религиями.
a.Взгляд на добро и зло.
b.Взгляд на Бога и мироздание.

3)Бог и несправедливость: совместимы ли?
a.Все бессмысленно – Бога нет.
b.Смысл есть – Бог есть.

Меня попросили рассказать вам, во что верят христи¬ане. Я начну с рассказа о том, во что им не нужно верить. Если вы христианин, вы не обязаны верить, что все остальные религии неверны от начала до кон¬ца. Если вы атеист, вам приходится верить, что в основе всех религий - одна гигантская ошибка. Если вы христианин, вы вольны думать, что все религии, в том числе самые странные, содержат хотя бы кру¬пинку истины. Когда я был атеистом, я пытался убе¬дить себя, что человечество в большинстве своем всегда заблуждалось в самом важном. Став христианином, я обрел способность взглянуть на вещи с более свободомыслящей точки зрения. Но, безусловно, христианин не сомневается, что всюду, где хрис¬тианство расходится во взглядах с другими религиями, то право оно - другие религии ошибаются. Как в арифметике, возможен лишь один правильный ответ на задачу, все остальные - неверны; но некоторые из неверных ответов ближе к верному, чем другие.

«все религии, в том числе самые странные, содержат хотя бы кру¬пинку истины.»

Человечество делится на две основные группы: на большинство, которое верит в какого-то бога или богов, и на меньшинство, которое не верит в Бога вообще. Христиане, естественно, относятся к боль¬шинству: они в одном лагере с древними римлянами, современны¬ми дикарями, стоиками, платониками, индусами, мусульманами и т.п., против современного западноевропейского материализма.
Однако есть разделение и между людьми, верующими в Бога. К нему я перехожу. Сводится оно к тому, в каких богов люди верят. И здесь - большая разница. Одни полагают, что Бог стоит над добром и злом (а не на стороне одного либо другого). Мы называем одну вещь хорошей, а другую плохой. Но, по мнению некоторых, понятие «хорошего и плохого» существует только с нашей, человеческой точки зрения. Такие люди говорят, что по мере того как вы возрастаете в мудрости, у вас все меньше и меньше желания называть что-то плохим или хорошим. Вы видите, что у всего есть и хорошие, и плохие стороны и ничего тут нельзя изменить. Словом, они полагают, что задолго до того, как вы подойдете к Божьей точке зрения, всякое различие между добром и злом исчезнет без следа. Мы называем рак злом, говорят они, потому что он убивает человека. С таким же успе¬хом можно назвать злом успешную операцию - ведь она убивает рак. Все зависит от точки зрения.

«по мнению некоторых, понятие «хорошего и плохого» существует только с нашей, человеческой точки зрения.»

Другое, противоположное, мнение состоит в том, что Бог, без всяких сомнений, благ и праведен. Ему не безразлично, ка¬кую сторону занять. Он любит любовь, ненавидит ненависть и хочет, чтобы мы вели себя так, а не иначе.
Первое из этих двух представлений - Бог за пределами добра и зла - называется пан-теизмом. Его придерживался великий прусский философ Гегель; его разделяют, насколько я понимаю, индусы. Противоположный взгляд на Бога присущ иудеям, мусульманам, христианам.

При этом важном различии между пантеизмом и христианством имеется обычно и другое различие. Пантеисты, как правило, верят, что Бог, так ска¬зать, оживляет Вселенную, как вы оживляете (приводите в движение) свое тело; что Вселенная и есть почти то же самое, что Бог, и потому если бы ее не было, не было бы и Его, а все, что находится во Вселенной, - часть Бога. Христианство думает совершенно иначе. Христиане считают, что Бог задумал и создал Вселенную, как человек созда¬ет картину или мелодию. Картина - не то же самое, что худож¬ник, и художник не умрет, если его картины уничтожить. Вы мо¬жете сказать: «Он вложил часть самого себя в эту картину», - но, говоря так, вы лишь подразумеваете, что вся красота ее и смысл зародились у него в голове. Мастерство, отразившееся в картине, не принадлежит ей в том же смысле, в каком оно присуще его го¬лове и рукам.

«Христиане считают, что Бог задумал и создал Вселенную, как человек созда¬ет картину или мелодию.»

…О раке или трущобах пантеист может сказать: «Если бы вы могли видеть с Божьей точки зрения, вы бы поняли, что и это - Бог». Хри¬стианин ответит: «Что за мерзкая чушь!» Ведь христианство - рели¬гия воинствующая. Христианство считает, что Бог сотворил мир: пространство и время, жар и холод, все цвета и все вкусовые ощуще¬ния, всех животных и все растения - и все это Он придумал, как писатель придумывает сюжет. Христианство, кроме того, счита¬ет, что очень многое в сотворенном Богом мире, сошло с пути, и Бог решительно настаивает, чтобы мы ставили все снова на свое место.

Конечно, тут встает очень серьезный вопрос. Если мир дей¬ствительно сотворен добрым, справедливым Богом, то почему все пошло наперекосяк? Много лет я просто отказывался слушать, что отвечали христиане потому, что рассуждал так: «Что бы вы ни говорили, к каким бы доводам ни прибегали, не проще и не легче ли просто признать, что мир не создан разумной силой? А может, все ваши аргументы - просто замысловатая попытка уйти от очевидного?» И тут я столкнулся с другой трудностью.

Мой довод против существования Бога сводился к тому, что Вселенная казалась мне слишком жестокой и несправедливой. Однако как пришла мне в голову сама идея справедливости и несправедливости? Человек не станет называть линию кривой, если не имеет представления о прямой линии. С чем сравнивал я Вселен¬ную, когда называл ее несправедливой? Если все на свете, от «А» до «Я», худо и бессмысленно, то почему я сам, частица этого «все¬го», так пылко возмущаюсь? Человек чувствует себя мокрым, когда падает в воду, потому что он не водяное животное; рыба себя мок¬рой не чувствует. Я, конечно, мог бы отказать в объективной зна¬чимости моему чувству справедливости, сказав себе, что это - лишь мое чувство. Но если бы я сделал так, рухнул бы и мой аргу¬мент против Бога, потому что он зиждется на том, что мир неспра¬ведлив на самом деле, а не просто с моей точки зрения.
Таким образом, сама попытка доказать, что Бога нет - ины¬ми словами, что вся действительность лишена смысла, - вынуждала меня допустить, что по крайней мере какая-то часть действительности (моя идея справедливости) смысл имеет…Если бы Вселенная не имела смысла, мы бы никогда не смогли этого обнаружить; точно так, как если бы в ней не было света и, следовательно, существ с глазами, мы бы никогда не обна-ружили, что нас окружает тьма. Само понятие «тьма» было бы бессмысленно.

«Если бы Вселенная не имела смысла, мы бы никогда не смогли этого обнаружить.»

•Атеизм нуждается в религии ничуть не меньше, чем вера. (Оскар Уайльд)
•Поверхностность в философии склоняет человеческий ум к атеизму, глубина - к религии. (Фрэнсис Бэкон)
•Атеист похож на человека, который смотрит в телескоп и пытается объяснить то, чего не видит. (Автор неизвестен)
•Если существует Бог, то откуда зло? И откуда добро, если Бога нет? (Боэций)
•Зло есть не что иное, как несоответствие между бытием и долженствованием. (Георг Вильгельм Фридрих Гегель)


хочешь чуда?? - будь этим чудом .....
 
Форум » Школа Роста » размышления... » 1 Сезон Урок 1 "Противоречивые понятия о Боге."
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024