ГлавнаяПятница
29.03.2024
12:10
| RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: vadim  
Форум » Школа Роста » размышления... » 3 Сезон Урок 1: ТРИ ЧАСТИ МОРАЛИ
3 Сезон Урок 1: ТРИ ЧАСТИ МОРАЛИ
vadimДата: Четверг, 28.05.2009, 23:19 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 316
Репутация: 0
Статус: Offline
3 Сезон

Урок 1

ТРИ ЧАСТИ МОРАЛИ

Содержание урока:

1.Помеха радости или предостережение от бед?
2.Гармония между людьми
3.Гармония внутри человека
4.Цель человеческой жизни.

Бытует история об одном ученике, которого спросили, как он представляет себе Бога. Тот ответил, что, насколько он понимает, Бог - это такая личность, которая постоянно следит, не живет ли кто в свое удовольствие, а когда Он это замечает, то вмешивается, чтобы это прекратить. Боюсь, что именно в таком духе понимают многие люди слово «мораль»: то, что мешает нам получать удовольствие. На самом же деле моральные нормы - это инструкции, обеспечивающие правильную работу человеческой машины.

моральные нормы - это инструкции, обеспечивающие правильную работу человеческой машины.

Каждое из правил морали нацелено на то, чтобы предотвратить поломку, или перенапряжение, или трение. Вот почему на первый взгляд кажется, будто они постоянно вмешиваются в нашу жизнь и препятствуют проявлению наших природных наклонностей. Когда вы учитесь, как работать на какой-нибудь машине, инструктор то и дело поправляет вас: «Нет, не так, этого не делайте», потому что у вас постоянно возникает искушение попробовать или сделать то, что вам представляется осмысленным и удачным, а машина - сломается…

Теперь сделаем еще один шаг. Человеческая машина может выходить из строя по-разному, иногда люди удаляются друг от друга или, наоборот, сталкиваются и причиняют друг другу вред обманом или грубостью. Иногда - что-то ломается у человека внутри, то есть части его (например, способности или желания) противоречат одно другому или приходят в столкновение.

Вам проще будет это понять, если вы представите нас в виде кораблей, плывущих в определенном порядке. Плавание будет успешным только в том случае, если, во-первых, корабли не сталкиваются и не преграждают пути друг другу и, во-вторых, если каждый корабль годен к плаванию и двигатель у всех в полном порядке. Необходимы оба эти условия. Если корабли будут постоянно сталкиваться, они скоро выйдут из строя. С другой стороны, если штурвал не в порядке, они не смогут избежать столкновений. Или представьте себе человечество в виде оркестра, исполняющего какую-то мелодию. Чтобы игра получалась слаженной, необходимы два условия: каждый инструмент должен быть настроен и каждый должен вступать в положенный момент, чтобы было правильное сочетание в звучании.

Однако мы с вами не учли одного. Мы не спросили, куда собирается наш флот, какую мелодию хочет сыграть наш оркестр. Инструменты могут быть хорошо настроенными, и каждый из них может вступать в нужный момент, но выступление не будет успешным, если музыкантам заказали танцевальную музыку, а они исполняют похоронный марш. Как бы хорошо ни проходило плавание, оно обернется неудачей, если корабли приплывут в Калькутту, а порт назначения - Нью-Йорк.

Таким образом, нравственность связана с тремя составляющими. Во-первых, это – честные поступки и гармония между людьми. Во-вторых, это - порядок и гармония внутри самого человека. В третьих, это – общая цель человеческой жизни, для чего человек создан ( по какому курсу должен следовать флот, какую мелодию дирижер желает, чтобы играл оркестр.)

Вы, может быть, заметили, что наши современники почти всегда помнят о первом условии и забывают о втором и третьем. Когда пишут в газетах, что мы боремся за великодушие и честность между нациями, классами и просто людьми, это и значит, что ду-мают только о первом условии. Когда человек говорит о том, что хочет сделать: «Здесь нет ничего плохого, это никому не вредит», - он думает об этом же. Он считает, что состояние его корабля не важно, главное - не столкнуться бы с соседним. Вполне естественно, что, когда мы начинаем думать о морали, первыми нам приходят в голову отношения между людьми. Почему? Да потому, что, во-первых, последствия безнравственности в обществе очевидны и давят на нас все время; это - война и нищета, взятки и ложь, халтурная работа. Кроме того, по первому пункту у нас почти не бывает разногласий. Почти все люди во все времена соглашались (в теории) с тем, что надо быть честными, добрыми, помогать друг другу. Хотя и естественно с этого начинать, нельзя ставить на этом точку. В таком случае мы могли бы вообще и не начинать наши размышления. До тех пор пока мы не перейдем ко второму условию, мы будем лишь обманывать самих себя.

наши современники почти всегда помнят о первом условии и забывают о втором и третьем

Разумно ли ожидать от капитанов, что они станут вращать штурвал таким образом, чтобы корабли не сталкивались, если сами корабли - старые, разбитые посудины, а штурвалы вообще не поворачиваются? Какой смысл записывать на бумаге правила поведе-ния в обществе, если мы знаем, что жадность, трусость, дурной характер и самомнение помешают нам их выполнить? Я ни на секунду не предлагаю вам отказаться от мысли, причем мысли серьезной, об улучшении нашей общественной и экономической системы. Я только хочу сказать, что все эти размышления останутся солнечным зайчиком, пока мы не поймем: только мужество и бескорыстие каждого человека заставят какую бы то ни было общественную систему работать как надо. Не так уж трудно устранить из имеющейся системы определенные виды взяточничества или хулиганства. Однако покуда люди остаются нарушителями, они протопчут новые дорожки, чтобы продолжить старую игру при новой системе. Невозможно сделать человека добрым с помощью закона, а без добрых людей не может быть доброго общества. Вот почему не избежать второго условия - нравственности внутри самого человека.

Невозможно сделать человека добрым с помощью закона, а без добрых людей не может быть доброго общества

Однако, думаю, что и здесь мы остановиться не можем. Мы подходим сейчас к точке, от которой разные представления о мироздании ведут к разным формам поведения. Казалось бы, разумно и даже к этому не подходить, а просто соблюдать те нормы, с которыми соглашаются все разумные люди. Но можем ли мы это сделать? Не забывайте, что религия включает в себя такие утверждения о действительности, которые либо соответствуют исти-не, либо нет. Если они истинны, из этого следуют одни представления о правильном курсе нашей флотилии, если ложны - то совершенно другие. Например, человек говорит, что поступок, не причиняющий другому вреда, нельзя считать плохим. Он прекрасно понимает, что не должен причинять повреждений ни одному кораблю. Однако он искрен-не верит: что бы он ни делал со своим кораблем, это касается его одного. Вопрос в том, действительно ли этот корабль - его собственность? Разве не важно, господин ли я моему разуму и телу или только квартирант, ответственный перед настоящим хозяином? Если меня создал кто-то другой для своих целей, я отвечаю перед ним, а этого бы не было, если бы я принадлежал только себе.

Разве не важно, господин ли я моему разуму и телу или только квартирант, ответственный перед настоящим хозяином?

Кроме того, христианство говорит, что каждый человек будет жить вечно, и это - либо истина, либо заблуждение. Значит, если мне суждено прожить каких-нибудь семьдесят лет, то о многих вещах мне не надо беспокоиться. Однако о них стоит побеспокоиться, и очень серьезно, если мне предстоит жить вечно. Возможно, мой дурной характер становится все хуже или присущая мне зависть - все больше, но это происходит так постепенно, что изменения к худшему, накопившиеся за семьдесят лет, практически незаметны. Однако за миллион лет мои недостатки могли бы развиться во что-то ужасное. Если христианство не ошибается, «ад» - абсолютно верный термин, передающий то состояние, в какое приведут меня за миллионы лет зависть и дурной характер.
И еще: проблема нашей смертности или бессмертия обусловливает, в конечном счете, правоту тоталитаризма или демократии. Если человек живет только семьдесят лет, тогда государство, или нация, или цивилизация, которые могут просуществовать тысячу, безусловно, представляют большую ценность. А если право христианство, то человек не только важнее, он несравненно важнее, потому что он вечен. Таким образом, жизнь государства или цивилизации - лишь миг по сравнению с его жизнью.

проблема нашей смертности или бессмертия обусловливает, в конечном счете, правоту тоталитаризма или демократии

Вот и выходит, что если мы намерены задуматься о морали, нам придется думать обо всех трех разделах: об отношении чело¬века к человеку, о внутреннем его состоянии и об отношениях между ним и той Силой, которая сотворила его. Мы все легко придем к согласию относительно первого пункта. Разногласия начинаются со второго и становятся очень серьезными, когда мы доходим до третьего. Именно здесь проявляются основные различия между христианской и нехристианской моралью…

мы намерены задуматься о морали, нам придется думать обо всех трех разделах: об отношении чело¬века к человеку, о внутреннем его состоянии и об отношениях между ним и той Силой, которая сотворила его


хочешь чуда?? - будь этим чудом .....
 
Форум » Школа Роста » размышления... » 3 Сезон Урок 1: ТРИ ЧАСТИ МОРАЛИ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024