ГлавнаяПятница
29.03.2024
09:15
| RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: vadim  
Форум » Школа Роста » размышления... » 3 Сезон Урок 3: Мораль и психоанализ
3 Сезон Урок 3: Мораль и психоанализ
vadimДата: Четверг, 28.05.2009, 23:41 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 316
Репутация: 0
Статус: Offline
3 Сезон

Урок 3

Мораль и психоанализ

Содержание урока:

1.Отличия морали от психоанализа
А. Разные сферы: психоанализ и философия жизни.
Б. Разные цели: сырье и выбор.
В. Выбор важнее сырья.

2. Мораль – не сделка.
А. Выбор преобразует человека.
Б. Правильный выбор дает знание.

Асейчас я хочу начать разговор о том, что такое «благой человек» в христианском понимании. Прежде чем перейти к деталям, я хотел бы оста¬новиться на двух пунктах более общего характера.

Во-первых, христианская мораль называет себя орудием, инструментом, который способен наладить человеческую машину. Я думаю, вам интересно будет уз¬нать, есть ли что-нибудь общее у христианства с пси¬хоанализом, который как будто бы предназначен для той же цели.

Тут нам придется установить четкое раз¬граничение между двумя вопросами: между существу¬ющими медицинскими теориями, а также техникой психо¬анализа, с одной стороны, и общим философским взглядом на мир, который Фрейд и другие связывали с психоанализом, с другой стороны. Философия Фрейда прямо противоречит христианству и философии еще одного великого психолога Юнга. Когда Фрейд го¬ворит о том, как лечить неврозы, он - специалист в своей области. Когда он переходит к вопросам фило¬софии, то превращается в любителя. Поэтому есть все основания прислушиваться к нему с уважением в первом случае, но не во втором. Именно так я и поступаю, и притом уверенно, потому что убедился в следующем. Когда Фрейд отходит от темы своего профиля и принимается за дру¬гую тему, в которой я разбираюсь (я имею в виду языкознание), то он прояв¬ляет крайнее невежество. Однако сам психоанализ, независимо от всех философских обоснований и выводов, которые делают из него Фрейд и его последователи, ни в какой мере не противоречит хри¬стианству. Его методика перекликается с христианской моралью во многом. Поэтому будет неплохо, если каждый проповедник хоть как-то познакомится с психоанализом.

Однако сам психоанализ, независимо от всех философских обоснований и выводов, которые делают из него Фрейд и его последователи, ни в какой мере не противоречит хри¬стианству.

Однако надо при этом помнить, что психоанализ и христианская мораль не следуют рука об руку от начала и до конца, ибо цели у них разные. Когда человек делает нравственный выбор, то в этом задействованы два момента. Первый - сам акт выбора. Второй - разные чувства, им¬пульсы и тому подобное, зависящие от психологического склада человека. Это как бы сырье, из которого лепится решение. Существуют два вида такого сырья. В основе первого лежат чувства, которые мы называ¬ем нормальными, поскольку они типичны для всех. Второй опреде¬ляется набором более или менее неестественных чувств, вызванных какими-то отклонениями от нормы на уровне подсознания.

Страх перед теми или иными вещами, которые действительно опасны, будет примером первого вида. Иррациональный страх перед котами или пауками - пример второго. Страсть мужчины к женщине относится к первому виду. Извращенная страсть одного мужчины к другому - ко второму. Что же делает психо¬анализ? Он старается избавить человека от противоестественных чувств, чтобы предоставить ему в момент выбора более доброка¬чественное сырье. Мораль же имеет отношение к самому акту выбора.

Что же делает психо¬анализ? Он старается избавить человека от противоестественных чувств, чтобы предоставить ему в момент выбора более доброка¬чественное сырье.

Давайте рассмотрим это на примере. Представьте себе, что трое мужчин отправляются на войну. Один из них испытывает естествен¬ный страх перед опасностью, свойственный каждому нормальному человеку, но подавляет этот страх с помощью нравственных усилий и становится храбрецом. Теперь предположим, что двое других из-за отклонений в подсознании страдают преувеличенным страхом, победить который не дано никаким нравственным усилиям. Пред¬ставим, что в военное подразделение, где они служат, приезжает психоаналитик, исцеляет их от противоестественного страха, и теперь эти двое ничем не отличаются от первого, нормального муж¬чины. Психологические проблемы разрешены. Однако тут-то воз¬никает проблема нравственная. Почему? Да потому, что теперь, когда оба они излечились, они могут избрать совершенно разные линии поведения. Первый из них может сказать: «Слава Богу, я избавился от этого страха перед бабайами. Теперь я могу делать то, к чему всегда стремился, - исполнять свой долг перед Родиной».

Однако другой может рассудить иначе: «Ну что ж, я очень рад, что сейчас я сравнительно спокоен под пулями. Но это, конечно, не меняет моего намерения. Чем лезть в пекло самому, позволю-ка кому-нибудь другому сделать это. Вот и хорошо! Теперь я смогу оберегать себя намного лучше и скрывать этот факт намного ловчее».
Разница - чисто моральная, психоанализ тут бессилен. Как бы вы ни улучшали исходное сырье, вы все-таки столкнетесь со свободным выбором, который в конечном счете продиктован тем, на какое место вы ставите свои интересы. Именно нашим свободным выбором - и только им - занимается мораль.

Именно нашим свободным выбором - и только им - занимается мораль.

Плохой психологический материал - не грех, а болезнь. Тут нуж¬но не покаяние, а лечение. Это, между прочим, очень важно пони¬мать. Люди судят друг о друге по внешним проявлениям. Бог судит нас на основе того морального выбора, который мы делаем. Когда психически больной человек, испытывающий патологический страх перед кошкой, движимый жалостью, заставляет себя подобрать ко¬тенка, вполне возможно, что в глазах Бога он проявляет больше му¬жества, чем здоровый человек, награжденный медалью за храбрость в сражении. Когда человек, крайне испорченный с детства и при¬выкший думать, что жестокость - это достоинство, проявляет хоть немножечко доброты или воздерживается от жестокого поступка, рискуя быть осмеянным, он, быть может, делает больше, чем сдела¬ли бы мы с вами, пожертвовав жизнью ради друга.

К тому же самому можно подойти и с другой стороны. Многие из нас вроде бы очень милые, славные люди, а на самом деле приносят лишь незначительную часть той пользы, которую могли бы принести с такой хорошей наследственностью и при таком воспитании. Поэто¬му они хуже, чем те, кого сами считают злодеями. Знаем ли мы, как бы мы себя повели, если бы у нас были психологические комплексы, и плохое воспитание, и, сверх всего, власть, ну скажем, Гиммлера? Вот почему христианам сказано: не судите. Мы видим только плоды, которые получились из сырья, когда человек сделал свой выбор. Бог судит не за качество сырья, а за то, как человек его использует. Большая часть психо¬логических свойств зависит от физиологии. Когда же тело умирает, остается лишь нетленный, истинный человек, который совершал выбор и теперь несет ответственность за то, как он использовал свое сырье… Тогда, наконец, мы впервые увидим каждого таким, какой он есть. Нас ожидает немало сюрпризов.
2.Все это ведет ко второму пункту. Люди часто думают о христи¬анской морали как о сделке. Бог говорит: «Если вы выполните столько-то правил, я награжу вас. А если вы не будете их соблю¬дать, то поступлю с вами иначе». Я не думаю, что это самое лучшее толкование христианской морали.

Скорее, делая выбор, вы чуть-чуть преобразуете основную, истинную часть самого себя во что-то новое. Если взять всю вашу жизнь, со всеми бесчисленными выборами, то окажется, что вы медленно обращали свою основную часть либо в небесное, либо в адское существо; либо в такое, которое пребывает в гармонии с Богом, с другими, себе подобными созданиями, и с самим собой, либо в иное, пребывающее и с Богом, и с себе подобными, и с со¬бою - в состоянии войны. Относиться к первой категории - зна¬чит быть на небе, то есть вкушать радость и мир, обретать знание и силу. Быть же существом другой категории, второй, - значит терзаться безумием и страхом, страдать от гнева, бессилия, веч¬ного одиночества. Каждый из нас в каждый миг своей жизни дви¬жется либо в том, либо в другом направлении.

Так объясняется одна особенность, которая постоянно озадачивала меня у христианских авторов: то они кажутся крайне стро¬гими, то - чересчур снисходительными, либеральными. Они говорят о грешных мыслях с невероятной серьезностью; а затем, перейдя к самым страшным убийцам и предателям, вдруг скажут: стоит им только раскаяться, и они получат прощение. Позднее я понял, что они правы. Ведь они думают о той зарубке, которую оставляет каждый наш поступок на крошечной, но главной части человеческого «я». Никто в этой жизни его не видит, но все мы будем им терзаться или, наоборот, радоваться ему вечно. Один человек занимает такое положение, что его гнев приведет к кровопролитию и гибели тысяч. Другой - такое, что, каким бы гневом он ни пылал, над ним будут только смеяться. Однако маленькая зарубка на внут-реннем «я» может быть одинаковой у обоих. Каждый из них причинил себе вред, и если он не покается, то в следующий раз ему будет еще труднее противиться искушению гнева, гнев его будет все яростнее. Однако если каждый из них всерьез, по-настоящему обратится к Богу, то сумеет выпрямить вывих, который исказил его внутреннее «я». И каждый из них обречен, если этого не сделает…

И еще одно, последнее. Помните, я говорил, что правильное направление ведет не только к миру, но и к знанию? По мере того как человек становится лучше, он яснее видит то зло, которое еще остается в нем. Становясь же хуже, меньше замечает его в себе. Умеренно плохой человек знает, что он не очень хорош, тогда как человек, насквозь испорченный, полагает, что с ним все в порядке. О том, что это так, говорит нам здравый смысл. Вы понимаете, что значит спать, когда бодрствуете, а не когда спите. Вы замети¬те арифметические ошибки, когда голова ваша работает четко и ясно; делая ошибки, вы их не замечаете. Вы можете понять природу опьянения только будучи трезвым, а не когда пьяны. Хорошие люди знают и о добре, и о зле. Плохие не знают ни о том, ни о другом.


хочешь чуда?? - будь этим чудом .....
 
Форум » Школа Роста » размышления... » 3 Сезон Урок 3: Мораль и психоанализ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024